Многие художники сталкивались с пожелтением картин спустя месяцы и годы после написания. Это явление вызвано особенностями масел, применяемых в красках. На протяжении столетий мастера искусства пытались разгадать эту тайну, экспериментируя с составами и методами обработки масел. И только современные исследования позволяют раскрыть истинные причины этого явления. Разберёмся, почему происходит изменение цвета и можно ли создать нежелтеющую краску.
Масляная краска, изготовленная на растительном масле, со временем приобретает соломенный нацвет
Кто виноват?
Оказалось, что есть три главные причины.
1. Механические примеси
При производстве масла остаются мелкие частицы растительных остатков, такие как шелуха и растительные волокна. Эти включения постепенно разлагаются и меняют цвет, приобретая коричневатый оттенок.
Механические примеси удаляются путём отстаивания масла и тщательной очистки — методы, проверенные веками.
2. Низкомолекулярные соединения
Масла содержат различные компоненты, включая низкомолекулярные соединения вроде кетонов и альдегидов. Хотя изначально они прозрачные, со временем эти молекулы вступают в сложные химические реакции как между собой, так и при взаимодействии с пигментами. В результате образуются новые соединения, которые становятся менее прозрачными и придают желтоватость.
Современные технологии позволяют эффективно и деликатно отделять подобные низкомолекулярные составляющие, сохраняя крупные молекулы жирных кислот, необходимые для долговечности покрытия.
3. Полимеризация
Когда масло высыхает, молекулы жирных кислот объединяются в полимеры, формируя прочные связи и создавая твёрдый слой — пленкообразующие свойства объясняются именно этим процессом. При формировании новых соединений возникают участки с определёнными химическими связями («сопряжённые двойные связи»). Именно эта новая структура отвечает за характерный соломенный оттенок, который мы наблюдаем. И, что интересно, он имеет свойство усиливаться в темноте и обесцвечиваться на свету.
Это третий аспект пожелтения невозможно устранить, не нарушив саму природу масла и его способность формировать защитную плёнку.
Белила на льняном масле после полного высыхания (сверху) и спустя два месяца (снизу)
Что делать?
Технологи предлагают несколько решений, применяемых в коммерческих красках:
- Добавление специальных добавок, таких как наполнитель из карбоната кальция или очищенный пчелиный воск. Эти добавки делают краску белее, но снижают насыщенность её цвета.
- Использование альтернативных видов масел, более устойчивых к пожелтению, например, дегидратированного касторового или макового. Такое решение даёт меньшую желтизну, но повышает риск потери эластичности картины и появления трещин ввиду низкой прочности самих масел. К тому же эти масла сохнут очень долго, а краска на их основе нуждается в добавлении сиккатива.
Вывод
Таким образом, оптимальным выбором остаётся традиционное льняное масло. Несмотря на слабый соломенно-жёлтый оттенок, оно обеспечивает максимальную прочность и долговечность красочного слоя, позволяя художникам создавать шедевры, способные пережить века.
Подводя итог, ответ на вопрос: «существует ли нежелтеющее льняное масло?» звучит однозначно — полностью нежелтеющего льняного масла не существует, и этот небольшой недостаток — разумная плата за долговечность произведения искусства.