Пигмент представляет собой природную горную породу, основным компонентом которой является глауконит – природный минерал из группы гидрослюд. Своё название он получил от греческого слова "глаукос", что означает сине-зелёный. Кроме него, в породе встречаются гидрат окиси железа и кварц, присутствие которых придаёт краске тёплый оливковый тон. Европейские мастера называют эту краску "antique green earth" (старинная зелёная земля). Её добывали в нескольких месторождениях по всему миру, но особенно ценился глауконит из французских карьеров, где находили наиболее ценные образцы с насыщенным тёплым оттенком.
Краска из глауконита отличается прозрачностью и высокой светостойкостью, что делало её незаменимой для создания долговечных произведений искусства. Она хорошо смешивается с другими пигментами (особенно охрами), позволяя художникам создавать плавные переходы и сложные оттенки. Лучше всего раскрывается в технике многослойной живописи.
Античные и средневековые мастера активно применяли глауконит тёплых оттенков для создания фонов и изображения растений в иконах и фресках. Тёплый зелёный оттенок прекрасно сочетался с золотом и создавал эффект глубины пространства.
Фреска "Дерево", 40-70 г. (Вилла Сан-Марко, Стабии)
Андрей Рублёв "Святая Троица", 1425-1427 гг. (Третьяковская галерея)
Старые мастера эпохи Возрождения ценили эту краску за её способность придавать полотнам особую теплоту и мягкость. Она часто использовалась в качестве грунта или основы для последующих слоёв живописи. В частности, тёплый глауконит применяли в технике «вердаччо» - смешение зеленого и красного, либо размещение этих цветов друг над другом для эффекта натуральности человеческой кожи.
Ян Вермеер "Женщина в красной шляпе", 1665-1666гг. (Национальная галерея искусства Вашингтон)
Современные художники продолжают использовать глауконит в своей работе. Он особенно популярен среди тех, кто работает в технике классической масляной живописи. Краска отлично подходит для создания подмалёвка, лессировок и придания полотну естественной теплоты.
Глауконит тёплый остаётся одной из самых ценных природных красок в арсенале художника, соединяя в себе вековые традиции и современные возможности живописи.